Оглавление |
---|
Буксовые узлы с подшипниками скольжения |
Трехслойный подшипник |
двухслойными подшипник |
Пути повышения надежности буксовых узлов |
Испытания буксовых узлов |
Надежная работа буксовых узлов вагонов в значительной степени обусловливает надежность и экономичность работы подвижного состава железных дорог.
Перевод всего вагонного парка на подшипники качения позволит резко сократить затраты электроэнергии и топлива на тягу поездов, сэкономить большое количество смазки, ликвидировать тяжелую профессию смазчика, сократить трудоемкие операции по осмотру, ремонту, сезонным перезаправкам буксового узла.
За счет повышения надежности и безопасности движения буксовые узлы с роликовыми подшипниками способствуют сокращению задержки в пути следования и стоянок поездов на технических станциях за счет меньшего времени на обработку буксового узла, а также увеличению до 500—600 км участков безостановочного пробега поездов.
Конструкция роликовых подшипников позволит ликвидировать вредные для человека операции по заливке баббитом подшипников скольжения, сберечь большое количество дефицитных металлов. Все это в конечном итоге направлено на сокращение оборота вагонов, повышение его производительности и провозной способности железных дорог при существенном снижении народнохозяйственных затрат, а также обеспечение социального эффекта.
На XXVII съезде КПСС принято решение в текущей пятилетке перевести весь оставшийся парк грузовых вагонов на роликовые подшипники.
Повышение интенсивности эксплуатации вагонов на сети железных дорог, совершенствование средств механизации погрузки и выгрузки вызывают увеличение случаев повреждений ходовых частей, в том числе буксовых узлов.
Поэтому в современных условиях перед конструкторами и исследователями возникают новые важные задачи по созданию более надежных буксовых узлов грузовых и пассажирс-ских вагонов.
Особое внимание уделяется вопросам повышения усталостной прочности отдельных элементов подшипников качения за счет совершенствования существующих и разработки новых конструкций, а также применения новых марок сталей.
С начала оборудования вагонов подшипниками качения (1952 г.) буксовые узлы непрерывно совершенствовались, снижая их массу и повышая долговечность работы. За прошедшее время масса буксового узла уменьшилась почти вдвое за счет использования подшипников с наружным диаметром 250 мм вместо 300 мм, перехода от втулочной посадки подшипников на горячую и отказа от дистанционных колец.
Надежность буксового узла повышена вследствие замены сферических подшипников на цилиндрические, клепаных сепараторов на беззаклепочные, улучшения конструкции лабиринтного уплотнения, повышения точности изготовления колец и роликов и улучшения качества смазки.
Кроме того, в конце 70-х годов внедрена новая конструкция роликов со скруглением несущей поверхности кромок (бомбиной), и начался поэтапный переход на изготовление колец и роликов из стали ШХ4 регламентируемой прокаливаемости, которая обладает значительно лучшей усталостной прочностью, чем сталь ШХ15СГ электрошлакового переплава.
Все эти меры значительно повысили работоспособность и долговечность новых буксовых узлов.