Наружные повреждения металлических стен и крыши кузова вагонов в процессе эксплуатации происходят сравнительно редко и главным образом в результате случайных ударов при выполнении маневровых работ. Поэтому срок службы кузовов и сроки их ремонта в основном опередляются стойкостью внутренних поверхностей против повреждения коррозией.
Обследованием состояния внутренних поверхностей кузовов установлено, что антикоррозионные покрытия не предохраняют кузов на весь срок службы вагона и за 1 год ржавчина поражает обшивку жестких некупейных вагонов на глубину 0,025—0,06 мм, вагонов-ресторанов и изотермических — на глубину 0,06—0,07 мм.
При глубине коррозии обшивки до 1 мм прочность кузовов не на рушается.
Однако при указанной интенсивности ржавления в металлических полах туалетов и в нижней части подоконного пояса через 12—18 лет эксплуатации вагона образуются сквозные коррозионные повреждения.
При повторном нанесении защитных покрытий на внутренние поверхности кузова из вагона удаляют всю мебель Мебель-Стар, все внутреннее оборудование, облицовку стен, закладные деревянные детали. Изоляцию и оголенную поверхность подвергают дробеструйной очистке.
Общая стоимость этих работ составляет одну треть стоимости нового вагона. В туалетах пассажирских вагонов полы вскрывают при первом капитальном ремонте (КР-1).
Для определения состояния теплоизоляции и антикоррозионного покрытия металлических кузовов рефрижераторных вагонов отдельные внутренние поверхности их вскрывают через 8 лет после постройки.
При этом в вагонах 12- и 5-вагонных секций с оцинкованным покрытием разбирают пол и внутреннюю обшивку торцовых стен, в вагонах 12-вагонных секций с резиновым покрытием пола вскрывают внутреннюю обшивку только в торцовых стенах под вентиляционными ящиками.
Если при осмотре внутренних поверхностей кузова обнаружены большие коррозионные повреждения, то пораженные зоны удаляют и вваривают вставки свежего металла.
Участки, поврежденные коррозией на глубину более 30 % толщины листа у пассажирских вагонов и 50 % у рефрижераторных и грузовых вырезают в пределах, ограниченных поперечными и продольными балками и стойками.
В образовавшееся отверстие по периметру устанавливают вставку из соответствующего металла, обваривают ее снаружи и накладывают контрольный шов изнутри. Швы зачищают шлифовальной машинкой заподлицо с поверхностью кузова.
Такие вставки ставят, если площадь двух пораженных коррозией участков, расположенных в одной секции, не превышает 2 м2. При большей площади заменяют металлическую секцию по всей ширине вдоль вагона.
Детали каркаса кузова, пораженные коррозией, ремонтируют электродуговой наплавкой или приваркой накладок или заменяют новыми.
Небольшие вмятины на кузовах выправляют. Незначительные пробоины заделывают вставками, которые приваривают, для чего предварительно разбирают детали внутреннего оборудования и удаляют термоизоляцию на расстоянии не менее 200 мм вокруг места сварки.
В наиболее подверженных коррозии помещениях пассажирских вагонов устанавливают специальные поддоны из стеклопластика в качестве верхнего настила пола.
Деревянные детали каркаса кузова, древесно-волокнистые плиты, подшивной потолок и доски пола, если в них имеются гниль, трещины и другие повреждения, заменяют новыми или отремонтированными. Настил деревянного пола рефрижераторных вагонов, оборудованных оцинкованным верхним покрытием, сплошь заливают слоем горячего гудрона толщиной 1,5—2 мм, а затем укладывают оцинкованные стальные листы толщиной 0,8—1мм.
Места стыков соединяют в замок с пропайкой швов. По периметру листы отбуртовывают на вертикальные стены кузова. Иногда взамен металлического оцинкованного покрытия устанавливают резиновое покрытие полов.
Внутренние поверхности стен, перегородки, потолок в пассажирских вагонах и служебных отделениях рефрижераторных секций оклеивают винилискожей или слоистым пластиком, на пол наклеивают новый линолеум.
Для повышения пожарной безопасности в пассажирских вагонах между служебным и пассажирским помещением, а также между пятым и шестым купе устанавливают огнестойкие перегородки.