При окрашивании вагонов применяют различные окрасочные установки и покрасочные камеры в Кирове в зависимости от выбранного метода окрашивания.
Окрашивание вагонов кистями и ручными краскораспылителями при недосягаемости ими окрашиваемых поверхностей ведут с передвижных окрасочных площадок (велосипедных тележек), перемещающихся вдоль вагона и легких переносных ставлюг.
Краскораспылительная установка воздушного распыления состоит из ручного краскораспылителя, красконагнетательного бака, оснащенного регулятором давления и мешалкой, источника сжатого воздуха (компрессор или воздушная магистраль), масловодоочистителя для очистки сжатого воздуха, оборудованного предохранительным клапаном и спускным краном, соединительными шлангами для подачи сжатого воздуха к распылителю и в бак для выдавливания из него лакокрасочного материала.
Включают распылитель путем нажатия на курок. При этом открывается воздушный клапан, и воздух по каналам корпуса распылителя поступает в распылительную насадку.
При дальнейшем нажатии на курок отходит игла и открывает в насадке коническое отверстие для прохода краски, поступающей из бака. Такой порядок включения предотвращает выброс нераспыленных капель краски.
Для уменьшения красочного тумана, потерь краски и получения более качественного покрытия распылитель держат на расстоянии 250—350 мм. Направление красочного факела — почти перпендикулярно окрашиваемой поверхности.
Краскораспылители бывают четырех типов:
- с поступлением краски самотеком из прикрепленного сверху стакана; с подачей краски от нагнетательного бачка;
- с подсасыванием краски из прикрепленного снизу стакана; комбинированные, которые позволяют подавать краску от краскораспылительного бачка или от стакана с верхним или нижним его расположением.
На вагоноремонтных заводах широко применяют установки безвоздушного распыления холодным способом типа УБРХ-1, УБРХ-1М.
Основные части установки УБРХ-1 - пневмогидравли-ческий насос высокого давления, воздухораспределитель, бачок для краски и краскораспылитель с шлангом. Установка смонтирована на тележке.
Воздух под давлением 0,4—0,5 МПа от сетевой магистрали 1 через разобщительный кран 2, регулятор давления 3 и трехходовой клапан 7 поступает в воздухораспределитель 5, откуда поршнем по трубе 4 нагнетается в воздушную полость пневмогидравлического насоса 6.
При этом в шланге низкого давления 11 с фильтром на конце создается разрежение. В результате краска засасывается из бачка 10 и подается по трубам 9 в полость гидравлического цилиндра насоса. В дальнейшем при обратном ходе поршня краска сжимается и под давлением до 15—19 МПа через шланг 13 высокого давления поступает в краскораспылитель 14. Давление краски контролируют по манометру 12. Для компенсации колебаний давления в установке предусмотрен гидроаккумулятор 8.
Окрасочный агрегат безвоздушного распыления высокого давления.
Насос агрегата работает от электродвигателя и состоит из ступени гидропередачи 1 и ступени лакокрасочного материала 11, разделенных мембраной.
Вращение вала электродвигателя 6 при помощи диска маховика с наклонной плоскостью 7 преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня 9. Поршень через масло, находящееся в полости гидропередачи, воздействует на мембрану 10.
В ходе возвратно-поступательного движения мембраны происходят всасывание лакокрасочного материала в насос из отдельно стоящей емкости по всасывающему шлангу с фильтром 12 через всасывающий клапан 11 и нагнетание окрасочного состава в краскораспылитель 1 по шлангу высокого давления 2 через нагнетательный клапан 4.
Давление распыления регулируют регулятором давления 5. Картер гидросистемы снабжен маслофильтрующей пробкой 8. При открытом перепускном клапане 3 лакокрасочный материал сливается в расходный бак.
Давление нагнетания (по воде) с диаметром насадки краскораспылителя 0,79 мм составляет 16 МПа, что обеспечивает подачу не менее 4,1 л/мин.
Агрегат смонтирован на двухколесной тележке. Габаритные размеры 975Х611Х610 мм.
На Киевском, Стрыйском и других вагоноремонтных заводах при окрашивании грузовых вагонов используют окрасочную установку низкого давления с предварительным подогревом краски. Установка состоит из двух баков, вставленных один в другой.
Внутренний бак предназначен для краски. Внешний бак служит водяной рубашкой. Вода подогревается до температуры 80—90 °С двумя электрическими трубчатыми нагревателями. Внутренний бак соединен с распылителем шлангом. Поступающий в бак сжатый воздух 0,5—0,8 МПа выжимает краску в краскораспылитель.
Установка позволяет применять краски повышенной вязкости. Работает с минимальным красочным туманом. Это объясняется тем, что красочный факел так же, как в установках холодного распыления, образуется под воздействием гидравлического давления, и воздух, как распыливающий фактор, в образовании его не участвует. Кроме того, ускоренное испарение нагретого растворителя, обильно обволакивая факел, препятствует распространению частиц краски в окружающей среде. Распылительная головка закреплена на длинной трубке, которая позволяет маляру работать, находясь на полу цеха.
За счет применения в специальных распылителях керамических или твердосплавных форсунок со сравнительно большим отверстием (диаметром до 1 мм) достигается хорошая износостойкость аппаратуры при применении недорогих красок с абразивными компонентами.
Для окраски вагонов в электрическом поле применяют стационарные камеры, передвижные крупногабаритные самоходные и ручные окрасочные установки. Все они действуют по одному принципу и оснащены аналогичным электрическим оборудованием.
Ручная электроокрасочная установка типа УЭРЦ-1 состоит из высоковольтного каскадного генератора 2, цилиндрического бачка 4 для краски, дозатора 5, смонтированных на передвижной тележке 3, и электростатического распылителя 1 с кабелем высокого напряжения 7 и краскоподающим шлангом 6.
Генератор состоит из высоковольтного повышающего трансформатора и блока умножения, обеспечивающего дальнейшее увеличение напряжения и выпрямление тока. Рабочее напряжение до 80 кВ, рабочий ток 150 мкА.
Распылитель выполнен в виде эпоксидного корпуса 4 с алюминиевой ручкой 13. Алюминиевая распылительная чаша 6 вращается электродвигателем 1, который закрыт кожухом 2. Высокое напряжение подается по кабелю 9 к распылительной чаше через ограничительный резистор 7 и бронзовую втулку 5.
Валик электродвигателя электрически изолирован валиком 3 от чаши, находящейся под высоким напряжением.
Краска из дозатора подается к корпусу клапана 15, откуда по трубке 8 поступает в алюминиевую распылительную чашу. Расход краски регулируют перемещением иглы 14 клапана с помощью гайки 10.
При нажатии на курок 12 срабатывает микровыключатель 11, замыкающий цепь подачи высокого напряжения на чашу.
Затем игла открывает канал для прохода краски. Расстояние от кромки чаши до поверхности изделия должно быть 200—250 мм.
Краска перемешивается мешалкой и подается в распылитель под давлением воздуха 0,07—0,12 МПа.
Производительность установки по окрашиванию составляет до 150 м/ч. При наружном окрашивании вагонов установку рационально использовать с применением механизированной велосипедной тележки.
Крупногабаритная передвижная электроокрасочная установка смонтирована на каркасе П-образной формы (портале), сваренном из профилей стального проката. Установка снабжена механизмом передвижения, оснащена высоковольтным оборудованием для создания электрического поля в зоне действия электростатических распылителей и насосным оборудованием для подачи и дозирования краск.
Поверхности вагона, не попадающие под действие электростатических распылителей, окрашивают с помощью воздушных или безвоздушных распылителей или кистью.
Для очистки воздуха от токсичных паров растворителей и тумана краски установка оборудована мощной системой вентиляции с гидрофильтрами.
Загазованный воздух выбрасывается в вентиляционный короб, размещенный под перекрытием цеха.
При включении установки башмаки токоприемника 14 подают трехфазный ток напряжением 380 В от троллейных проводов 15 по кабелям 13 в понижающий трансформатор 16.
На выводе этого трансформатора образуется однофазный переменный ток напряжением 220 В, который подводится к трансформатору 12 высоковольтного выпрямляющего устройства. Этот трансформатор повышает напряжение до 140 кВ.
Проходя далее через электронную лампу 11, ток на выходе из устройства преобразуется в постоянный напряжением до 140 кВ. Накал лампы обеспечивается через специальный трансформатор 10.
Из выпрямительного устройства ток высокого напряжения проходит через ограничительные резисторы 8, изоляторы 6 и 7 и поступает к распылителям 4, создавая между чашей распылителя и стеной вагона электрическое поле. Расстояние между кромкой распылителя и стеной вагона 250—300 мм.
С каждой стороны портала установки смонтированы три распылителя. Приводной механизм 5 обеспечивает возвратно-поступательное движение распылителей в вертикальном направлении, что при перемещении портала вдоль вагона обеспечивает их «растушевывающее» действие. Краска к распылителям подается из бака 3 дозирующими устройствами 1 по трубкам 2. Оптимальная подача краски 90—105 г/мин.
Автоматический разрядник 9 предназначен для снятия остаточного заряда с высоковольтного оборудования и электрических распылителей после отключения от источника питания.
Механизм 17 обеспечивает перемещение установки вдоль вагона. Управление установкой и системой вентиляции осуществляется с пульта, расположенного на портале.
Габариты установки: длина 8000 мм, ширина 5600 мм, высота 8600 мм (со стойкой токоприемника). Установленная мощность 50 кВт. Скорость рабочего перемещения портала 2,5 м/мин, холостого 5 м/мин, рабочее напряжение 100—105 кВ, ток 5—8 мА.
Существуют передвижные окрасочные установки, которые окрашивают и крышу вагона.
Для этого на них предусмотрены дополнительные распылители, смонтированные под потолком портала поперек вагона и направленные вниз к крыше. Передвижная установка может обслуживать несколько параллельно расположенных путей, если проложить в цехе поперечные подпортальные пути, а портал оборудовать поворотными ходовыми колесами.
Стационарные окрасочные камеры устроены и действуют по такому же принципу.
Передвижная окрасочная установка с использованием воздушных краскораспылителей.
Ее корпус 6 смонтирован на металлической раме 7 и может перемещаться на колесах 8 вдоль вагона. Для освещения рабочего места предусмотрены светильники 5.
Установка оборудована системой вентиляции с гидрофильтром 1, который трубой 2 присоединяется к отводам 4 неподвижного вытяжного канала 3. Засасывается воздух через решетку 9.
При окрашивании вагона рабочий с распылителем в руках находится в открытом проеме установки. По мере окрашивания части вагона установка передвигается до следующего вентиляционного отвода.