Сварка и наплавка являются самыми распространенными способами ремонта деталей. Сварка представляет собой процесс получения неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве, или при пластическом деформировании, или при совместном действии того и другого.
В ремонтном производстве получили распространение главным образом сварка и наплавка плавящимися металлическими электродами. Газовая сварка (газокислородная, автогенная) находит применение для ремонта деталей, изготовленных из листового проката (элементы кузова вагона и др.), а также для заварки трещин в чугунных деталях.
Процесс сварки, наплавки в основном состоит из трех стадий:
- нагрева и расплавления присадочного материала и основного металла детали;
- сплавления металлов и их рафинирования;
- охлаждения и кристаллизации металла и образования сварочно-наплавочного валика.
Сварка при ремонте металлических деталей вагонов часто используетя для заварки трещин, приварки накладок, наплавки поверхности.
Наплавка является разновидностью сварки и заключается в том, что на поверхность детали наносят слой расплавленного металла для восстановления ее размеров и формы.
Для сварки и наплавки деталей применяют:
- ручную дуговую электросварку,
- автоматическую и полуавтоматическую под слоем флюса и в среде защитных газов,
- вибродуговую,
- порошковой проволокой,
- плазменно-дуговую,
- электроконтактную,
- газовую и газопрессовую,
- сварку трением.
Автоматизация сварочных процессов, применение приспособлений с быстродействующими пневматическими фиксаторами и кантователей для крупногабаритных изделий позволяют значительно повышать производительность труда, осуществлять сварку в удобном горизонтальном нижнем положении, уменьшать трудоемкость операций по зачистке сварных швов и таким образом существенно снизить себестоимость изделий.