Металлические покрытия наносят гальваническим методом (гальванический электролиз), погружением деталей в расплавленный металл, лужением и методом металлизации (газотермическим напылением). Заказывают услуги по металлообработке тут.
Гальванические покрытия используют в качестве защитно-декоративных покрытий различных металлических изделий (покрытие хромом, никелем, серебром) и антикоррозионных покрытий крепежных деталей, труб (покрытие цинком, кадмием, медью). Технологический процесс нанесения гальванических защитных покрытий предусматривает следующие операции: очистку деталей от наслоений, а под декоративное покрытие — качественное полирование; химическое или электрохимическое обезжиривание в горячих щелочных растворах каустической соды, тринатрийфосфата; промывку в горячей и затем в холодной воде; декапирование (слабое травление) в растворах соляной или серной кислоты; промывку в холодной воде; нанесение покрытия в электролите; промывку в холодной и горячей воде; сушку.
При нанесении многослойных покрытий, например, по схеме медь — никель — хром обязательно следует тщательно промывать поверхности деталей после нанесения каждого слоя покрытия. Процесс гальванизации осуществляется в ваннах или гальванических автоматах различных конструкций.
Подвески, с навешенными на них деталями, поднимаются и опускаются в ванны с помощью подъемного моста. В верхнем положении моста происходит перемещение подвесок над ваннами, в нижнем — перемещение в ваннах.
Основные механизмы автомата монтируют на прямоугольном баке 1, разделенном перегородками на отсеки 2 (ванны), предназначенные для электролитов и других растворов. Подъемный мост 6 перемещается по направляющим стойкам 4, основанием которых служат борта металлического короба 3, установленного внутри бака по его осевой линии. Мост поднимается с помощью цепной передачи и гидравлических цилиндров. По боковым сторонам моста подвешены штанги с шарнирно закрепленными на них пластмассовыми толкателями 8. При рабочем ходе штанги, которая перемещается от гидравлической передачи, толкатели захватывают и перемещают по направляющим 7 кронштейны подвесок 5. При обратном движении штанги толкатели, поворачиваясь на шарнирах, скользят по кронштейнам и отходят назад. Затем цикл повторяется снова. Направляющие кронштейнов подвесок являются катодными шинами. Время пребывания подвески в любой ванне является кратным такту работы автомата.
Гальванические покрытия применяют в основном в качестве защитно-декоративных покрытий стальных деталей внутреннего оборудования пассажирских вагонов, а также шурупов и головок болтов для крепления этих деталей. В последнее время хромированные и никелированные детали активно заменяют изготовленными из алюминиевых сплавов и пластмасс или используют полимерные покрытия.
Погружением в расплавленный металл наносят главным образом цинковые покрытия. Эти покрытия получаются весьма высокого качества и широко используются при массовом и непрерывном изготовлении листового железа, различных баков и т. п. В процессе нанесения покрытия металл в ванне всегда должен быть в расплавленном состоянии, что затрудняет использование этого метода.
Лужение применяют для восстановления поврежденной полуды на внутренних поверхностях питьевых кипятильников, изготовленных из медных сплавов.
Метод металлизации для нанесения защитных покрытий из некорродируемых металлов применяется редко. Значительно чаще он используется для восстановления изношенных поверхностей.
Металлизация осуществляется с помощью специальных установок, оснащенных дуговыми электрометаллизаторами для непрерывной подачи напыляемой проволоки, ее расплавления и распыления. Каждая установка должна иметь источник питания постоянного тока (от сварочного механического преобразователя или выпрямителя тока), источник сжатого воздуха с влагомаслоотделителем, пульт управления и кассеты для укладки на них бухт напыляемой проволоки.
Стекловидно-эмалевые покрытия представляют собой непрозрачное белое или окрашенное легкоплавкое стекло. Эмалированием называется процесс нанесения тонкого слоя такого стекла на металлические изделия.
Для стальных и чугунных изделий применяются технические эмали двух видов: грунтовые и покрывные.
Грунтовые эмали служат для создания промежуточного силикатного слоя между металлом и покрывной эмалью, который изолирует поверхность металла от воздействия коррозионной среды, улучшает сцепление покрытия и в целом способствует получению более прочных эмалей, так как компенсирует механические и термические напряжения, возникающие между металлом и покрывной эмалью.
Покрывные эмали предназначены для защиты грунта от механических повреждений и придают изделиям красивый внешний вид.
Стекловидные эмали состоят из кремнезема и щелочей (основные компоненты) и ряда специальных веществ, увеличивающих стойкость покрытия, понижающих температуру его плавления, делающих эмаль непрозрачной, придающих ей ту или иную окраску и повышающих силу сцепления с поверхностью.
В качестве щелочей применяются окислы натрия и калия. Для увеличения стойкости используется глинозем (окись алюминия). Понижает температуру плавления борный ангидрид или окись бора. Непрозрачность эмали обеспечивают глушители — фтористые соединения натрия, алюминия и кальция. В качестве красящих веществ применяются окислы железа, марганца, кобальта, меди, для белых эмалей — окислы олова, титана, сурьмы, мышьяка. Силы сцепления повышают окислы кобальта, меди, сурьмы и др. Наибольшее количество окислов металлов вводят в грунт.
Технологический процесс эмалирования заключается в нанесении грунтовки на хорошо очищенную поверхность, предварительной сушке при температуре 60—80 °С, обжиге в эмалировочной (по типу муфельной) печи при температуре, обеспечивающей полное остекление грунтового покрытия, охлаждении на воздухе и последующем нанесении слоя покрывной эмали, также с просушкой, нагревом до температуры оплавления и остыванием. Температура обжига зависит от вида изделий и эмали и находится в пределах 750—1000 °С.
Стекловидные эмали используют для покрытий корпусов и крышек унитазов пассажирских вагонов прежних выпусков, раковин, питьевых кранов кипяченой воды, моек и деталей кухонных плит вагонов-ресторанов, различных табличек внутривагонного оборудования.