Приборами управления тормозами служит вспомогательный кран машиниста и кран локомотива.
Кран машиниста – назначение и устройство
Современный поезд - это механизм, который состоит из нескольких вагонов с локомотивом, а также оборудованный особыми звуковыми и световыми сигналами. Одним из ключевых его систем является тормозной механизм, который работает через специальный так называемый поездной кран машиниста. О нем поговорим в данном материале.
Сутью процесса, который осуществляет тормозной кран, является регулирование тормозов при помощи контроля давления в механизме или изменение полярности тока в электрической сети при так называемой электропневматической остановке. Кроме этого, он осуществляет подзарядку тормозной магистрали, а также ступенчатую или полную остановку.
При этом данный прибор должен обладать несколькими очень важными качествами.
Во-первых, он должен иметь две перекрыши с электропитанием или со стабильным давлением, но без тока.
Во-вторых, так как он осуществляет обеспечение питания тормозного механизма, должен был оборудован соответствующими элементами. При этом любой кран машиниста должен иметь возможность управляться дистанционно, чтобы обеспечить согласованность работы вместе с системами автопилота. Для этого его снабжают современными электронными технологиями.
К слову, тормозная система должна обладать автоматизацией, так как машинист должен ее включать в нужный уровень за доли секунды.
Самой главной характеристикой крана машиниста есть его питающая способность, которая напрямую оказывает влияние на системы автоматических тормозов.
Прежде чем говорить о структуре крана машиниста, стоит заметить, что на территории СНГ чаще всего применяют два типа вышеназванных приборов: систему Казанцева, а также Вестингауза. Первый вариант устанавливают на товарных поездах, а второй является ключевым тормозным элементом на пассажирских составах.
Кран машиниста в системе Вестингауза имеет пять положений: поездное; нормального давления; перекрыши; ступенчатое или служебное, которое отвечает за небыструю остановку; энерготорможение. Для работы данная система использует сжатый воздух.
Тут стоит заметить, что воздушный тормоз может не сработать, если хотя бы один вагон состава имеет незакрытый кран. Это произойдет из-за того, что тормоза данных вагонов никак не отреагируют на перемену давления в магистрали. К сожалению, были случаи, когда это становилось причиной к страшных аварий. В системе Казанцева существует всего два положения: полный отпуск или зарядка, а также так называемое поездное положение.
При этом кран может быть или чисто механическим устройством, в котором водитель, используя ручку, начинает поворачивать так называемый золотник, задача которого в перекрытии тех или других каналов, по которым идет воздух, так и дистанционным, который эксплуатирует машинист с помощью специального электронного контроллера. Чаще всего употребляются именно золотниковые краны.
Главные детали такого прибора:
- Редуктор, задача которого состоит в обеспечении зарядного давления в так называемой тормозной магистрали. Этот показатель измеряется в килограмм-силе, и в пассажирских поездах зарядное давление составляет 5 килограмм-силы на квадратный сантиметр, в электрических составах - примерно 4,5-4,8, а на грузовых зачастую около 5,5.
- Уравнительная часть оборудована для обеспечения требуемого давления, которое ниже зарядного. Из-за того, что магистраль много теряет жидкости, держать давление на уровне механическим путем крайне трудно, потому локомотив состава оборудую уравнительным резервуаром, общий объем которого составляет 20 литров. В нем водитель состава устанавливает некое давление, а давление той же силы поддерживает уравнительная часть.
- А вот основная функция так называемого стабилизатора кроется в снижении давления. Обычно это происходит быстрыми темпам, так как за 80-120 секунд уровень снижается на 0,2 килограмм-силы на сантиметр квадратный. После того, как тормоза были отпущены, в тормозной системе остается так называемое сверхзарядное давление. Его нужно понизить до зарядного с помощью такого темпа, который не спровоцирует работу тормозов.