Рассмотренные конструкции кузовов, строящиеся из углеродистых и низколегированных сталей, обладают недостаточной коррозионной стойкостью металлоконструкции.
Поэтому разработана новая модель 61-806 пассажирских вагонов с кузовами из низколегированных и легированных (нержавеющих) сталей.
В первом опытном варианте обшивка кузова выполнена из нержавеющей стали Х14Г14НЗТ, а элементы, подкрепляющие обшивку, — из низколегированной стали 10ХНДП. Такие кузова имеют массу, на 3 т меньшую, чем кузова, изготовленные из углеродистых сталей. Достигнуто это за счет уменьшения толщины обшивки и подкрепляющих элементов в среднем на 1 мм.
Настил пола, обшивка надоконного пояса 5 и средней части крыши 9 выполнены из листов толщиной 1 мм, подоконного пояса 2, боковых стен и межоконных простенков 4 — из листов толщиной 1,5 мм, а скаты крыши 7 — 2 мм.
Стойки 3 и дуги 8 каркаса изготовлены из Z-образных профилей толщиной 2 мм, верхняя обвязка 6 боковой стены — из Z-образного профиля толщиной 3 мм, а нижняя обвязка 1 — из Z-образного профиля толщиной 8 мм. Эксплуатация кузовов с обшивкой из этих сталей показала высокую их коррозионную стойкость.
Срок окупаемости вагонов от удорожания их строительства находится в пределах установленных нормами — 7лет.
Во втором варианте кузовов рама выполнена из низколегированной стали 10Г2БД, а обшивка и ее подкрепляющие элементы — из менее дефицитной безникелевой нержавеющей стали 12Х13Г18Д (ДИ-61). Масса таких конструкций также на 3 т меньше массы кузовов, изготовленных из углеродистых сталей.
Для повышения производительности труда и качества изготовления кузовов в вагоностроении решается задача создания такой конструкции кузова, которая бы обеспечивала блочный монтаж и демонтаж внутреннего оборудования (вентиляции, отопления, электрооборудования и др.).
В существующих конструкциях детали этих сборочных единиц подаются через двери и люки в крыше, а затем сборка их производится в стесненных помещениях вагона.
Одним из вариантов новой конструкции является кузов со съемной крышей, соединяемой со стенами при помощи рельефно-болтового соединения, обеспечивающего жесткость, герметичность и технологичность сборочных и демонтажных работ как при строительстве, так и при ремонте вагонов.
Блоки внутреннего оборудования изготовляют и монтируют на специальных участках, а затем подают на поток и устанавливают готовыми сборочными единицами.
Для Скоростей движения до 200 км/ч разработаны и построены опытные вагоны длиной 26,4 м. Эти вагоны служат для межобластного сообщения.
В салоне 4 установлено по 38 двухместных поворотных мягких кресел с регулируемым наклоном спинок. В связи с тем что со стороны рабочего тамбура 1 размещены служебное помещение 7, купе для проводников 3, система водоснабжения 2 и внутривагонное электрооборудование, сигнализация ohrana102.ru и радиофикация 8, то оба туалетных отделения 5 расположены в противоположном конце вагона.
Салон с тамбурами связан коридорами 6 и 9.
Поезд «Русская тройка» формируется из 8 вагонов, шесть из которых с 76 посадочными местами, а два — имеют 44 места для пассажиров, так как оборудованы баром и пунктом радиовещания. Электроснабжение вагона — централизованное переменным током напряжением 380/220 В.
Все вагоны снабжены электрическим отоплением, системой кондиционирования воздуха, люминесцентным освещением, водоохладителями питьевой воды, радиотрансляционной сетью и внутренней телефонной связью.
Кузов вагона состоит из рамы 5, боковых 2 и торцовых 3 стен, крыши 1 и пола 4. Основными несущими элементами кузова являются каркас и обшивка, выполненные из прессованных и холодноштампованных профилей (алюминиевые сплавы 1915Т — для каркаса и АМгбМ — для обшивки), соединенных между собой аргонодуговой сваркой.
Обшивка изготовлена из гофрированных листов. Из условий динамического вписывания в очертание габарита и для уменьшения аэродинамического сопротивления боковые стены кузова наклонены к вертикальной оси под углом 2°, подвагонное пространство на длине 8,3 м в средней части кузова перекрыто кожухом-обтекателем.
На остальной части кузова поставлены откидные фальшборты, служащие для улучшения аэродинамики вагона и одновременно обеспечивающие доступ для технического обслуживания подвагонного оборудования и автотормоза. Кожух одновременно является несущим элементом конструкции и повышает ее изгибную жесткость.
Наличие несущего кожуха-обтекателя позволяет также понизить центр тяжести вагона, что повышает его поперечную устойчивость при вписывании в кривых участках пути с увеличенными скоростями движения.
Кузов спроектирован без подножек, так как рассчитан на эксплуатацию по участкам железных дорог, оборудованным высокими посадочными платформами.
Рама кузова выполнена без хребтовой балки, с усиленной консольной частью. Хребтовая балка 5 в консольных частях состоит из двух швеллеров 300X80X14 мм, перекрытых верхним (6 мм) и нижним (14 мм) горизонтальными листами.
Концевые балки П-об-разной формы сварены из листов толщиной 10 мм. Шкворневые балки замкнутого сечения из вертикальных листов толщиной 14 мм и горизонтальных— 10 мм. Между шкворневыми балками рамы расположены поперечные балки пола (швеллер 150X70X5 мм).
В местах установки подвагонного оборудования эти балки имеют замкнутое поперечное сечение. Раскосы рамы переменной высоты по длине сварены в форме двутавра из вертикальных листов толщиной 14 мм и горизонтальных—10 мм.
Боковые обвязки рамы 3 П-образной формы с отбортованными нижними горизонтальными полками, а приваренные к ним обшивочные листы боковых стен образуют замкнутые прямоугольного профиля сечения.
Пол 11 между шкворневыми балками настлан на поперечные балки 4 рамы и изготовлен из гофрированных листов толщиной 3 мм. Боковая стена состоит из верхней обвязки 7 специального профиля, набора стоек 5 (Z-образный профиль 40X55X3 мм) и гофрированной обшивки 6 толщиной 3 мм.
Стойки стен приваривают к боковым балкам рамы 3, а боковые балки связаны поперечными балками 4.
Крыша кузова в средней части 10 и несущий кожух-обтекатель 1 имеют одинаковые гофрированные листы толщиной 3 мм и дуги 9 из однотипного Z-образного профиля размером 65X40X3 мм.
Скаты 8 крыши выполнены из листа толщиной 4 мм, а кожуха-обтекателя 2 — 6 мм. Торцовая стена состоит из двух противоударных стоек двутаврового сечения, которые приваривают к концевой балке и фрамуге.