Тепловоз ТЭЗ. Рычажная передача каждой тележки выполнена с односторонним торможением. Подобную рычажную передачу, но с другими размерами плеч рычагов имеют тепловозы серий ТЭ7, 2ТЭ10 и ТЭПЮ с трехосными челюстными тележками.
Каждый тормозной цилиндр 8 диаметром 10" приводит в движение передачу на одной стороне тележки.
При этом горизонтальный балансир 7, поворачиваясь вокруг валика тормозной тяги 9, действует на шарнирно связанный с ним вертикальный рычаг 6, который через винтовую стяжку 4 подводит подвеску 3 с башмаком 2 и колодкой 1 к колесу.
Передача усилия на тормозные колодки других колес тележки осуществляется посредством тяги 9, горизонтального балансира 10; вертикального рычага 11, стяжки 12 и подвески 14.
Регулирование положения колодок относительно колес осуществляется винтовыми стяжками 4. Для предохранения деталей от падения на путь предусмотрены скобы 5 и 13.
В горизонтальных балансирах 7 имеются два отверстия для присоединения тормозных тяг 9.
Это позволяет изменять передаточное отношение рычажной передачи при подкатке тележек под локомотивы различного веса.
Тепловоз ТЭП60. Рычажная передача приводится в действие четырьмя тормозными цилиндрами диаметром 10" (по два на каждой стороне тележки), обеспечивающими двустороннее нажатие колодок на колеса.
Схема передачи усилий и действие рычажной передачи понятны из рисунка.
Тепловоз 2ТЭ10Л. Рычажная передача каждой тележки обеспечивает двустороннее нажатие колодок на колеса и состоит из шести самостоятельных блоков, попарно связанных поперечными балками.
Тормозной блок каждого колеса приводится в действие от одного тормозного цилиндра 4 диаметром 8".
Шток цилиндра перемещает горизонтальный балансир 10, который через верхнюю вилку 8 и рычаг-подвеску 7 прижимает к колесу секционные безгребневые тормозные колодки 3, прикрепленные чекой к башмаку 2.
Далее через нижний конец рычага-подвески 7, нижнюю вилку 6 и подвеску 9 тормозное усилие передается на балку 11, которая через нижнюю тягу 5 с регулировочной муфтой связана с поперечной балкой 12 и рычагом-подвеской 1 второй пары тормозных колодок.
Ручной тормоз через вертикальный рычаг приводит в действие только группу колодок переднего левого колеса.