Пружинно-фрикционный аппарат ЦНИИ-Н6 применяется на пассажирских вагонах.
Он состоит из двух частей: пружинной и пружинно-фрикционной.
Корпус его также разделен на две части: горловину 9 и основание 7.
К пружинно-фрикционной части относятся: шестигранная горловина 9, три фрикционных клина 10, нажимной конус 11, шайба 1, наружная 2 и внутренняя 3 пружины.
Конструкция этой части аналогична аппарату Ш-2-В. Пружинная часть состоит из основания 7, центральной пружины 4, четырех угловых пружин 8, надетых на цилиндрические приливы в нишах горловины, четырех малых угловых пружин 5, размещенных в нишах основания и четырех упорных стержней 6.
В Стержни проходят внутри больших и малых угловых пружин и разделяют их средней утолщенной частью, находящейся в отверстии основания. Пружины 4 11 2 взаимозаменяемые, 8 и 3 имеют одинаковые размеры и также взаимозаменяемые между собой. Обе части аппарата стянуты болтом 12 с гайкой 13.
Для сборки аппарата в отверстие основания со стороны днища вводят стяжной болт 12, затем в ниши устанавливают малые угловые пружины 5, внутрь пружин вставляют упорные стержни б, а в гнездо основания — центральную пружину 4.
На упорные стержни 6 надевают большие угловые пружины 8.
После этого ставят горловину 9 так, чтобы ее цилиндрические приливы в нишах по углам вошли внутрь больших угловых пружин 8, а днище легло на центральную пружину 4.
Затем в горловину ставят наружную 2 и внутреннюю 3 пружины, на них укладывают нажимную шайбу 1, три фрикционных клина 10, нажимной конус 11, навинчивают гайку на болт и торец его расклепывают.
Работает аппарат в такой последовательности. При воздействии нагрузки сначала сжимаются на 23 мм центральная 4 и четыре большие угловые пружины 8.
В этот момент цилиндрические приливы горловины коснутся торцов упорных стержней 6, стержни начнут продвигаться к основанию, а они своими буртами сжимать малые угловые пружины 5. Дальнейшее сжатие аппарата продолжается до тех пор, пока дно горловины 9 не соприкоснется с основанием 7.
Прежде чем это произойдет, в работу вступает пружинно-фрикционная часть.
Это начинается в момент начального сжатия малых угловых пружин.
Вследствие того что конечное сопротивление пружинной части более чем в два раза превышает усилие, приводящее в движение фрикционные детали, обеспечивается плавный переход от работы пружинной к совместной работе обеих частей.
После упора горловины в основание сжатие пружинной части прекращается и работает только пружинно-фрикционная часть.
Сжатие аппарата заканчивается, когда торец нажимного конуса окажется заподлицо с наружной кромкой 1 горловины.
Конечное сопротивление аппарата составляет 1,5 МН, энергоемкость аппарата 18—24 кДж, а коэффициент поглощения энергии — 0,75.