Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных, затвердевающих и порошкообразных грузов. Они различаются по роду перевозимых грузов, конструкции рамы, осности и калибровочному типу.
В зависимости от рода перевозимых грузов цистерны разделяются на две группы:
- общего назначения или универсальные — служат для перевозки нефтепродуктов широкой номенклатуры;
- специализированные для перевозки отдельных видов грузов. Цистерны общего назначения в свою очередь подразделяются на цистерны для перевозки светлых (бензин, керосин лигроин и др.) и вязких (нефть, минеральные масла и др.) нефтепвюдуктов.
Такое разделение парка цистерн общего назначения уменьшав трудоемкость и продолжительность операций по очистке внутренних поверхностей котлов перед наливом грузов, а кроме того, позволяет лучше использовать грузоподъемность при перевозке грузов с примерно одинаковой плотностью.
Однако из за этого разделения повышается порожний пробег цистерн, увеличивается простой под накоплением на сортировочных станциях порожних цистерн и усложняется регулировка парка вагонов.
Специализированные цистерны подразделяются на цистерны для перевозки высоковязких грузов, пищевых продуктов, кислот, сжиженных газов, порошкообразных, затвердевающих и некоторых других грузов.
Все цистерны общего назначения имеют верхний налив и нижний слив груза, для чего их котлы оборудованы люками и универсальными сливными приборами. Большинство специализированных цистерн (для перевозки кислот, сжиженных газов и затвердевающих грузов) имеет верхний слив и налив груза.
В зависимости от конструкции рам цистерны разделяются на рамные и безрамные, а по осности — на четырех-, шести- и восьмиосные.
В настоящее время выпускаются только четырех- и восьмиосные цистерны, а шестиосные с 1968 г. сняты производства.
Технические требования на цистерны определены государственным стандартом.
На железных дорогах бывшего СССР масса жидкого газа, перевозимого в цистернах, определяется не взвешиванием, как в других вагонах, замерно-калибровочным способом.
Для этого измеряется высота наполнения котла, а затем средством спиральных таблиц калибровки, в котлах приведена вместимость котла в зависимости от уровня его налива и плотности жидкости, подсчитывается массц груза.
Калибровочный тип цистерны обозначается вырезанными из листвой стали цифрами, привариваемыми к котлу с обеих сторон.
Ликвидация времени, затрачиваемого на операции взвешивания, ускоряет оборот цистерн и снижает себестоимость перевозок.
Для удобства эксплуатации, ремонта и изготовления большинство цистерн имеют унифицированную раму, элементы крепления котла, ходовые части, автосцепное и тормозное оборудование.
Все цистерны в бывшего СССР выпускаются производственным объединением Ждановтяжмаш.
Котлы цистерн общего назначения имеют отличительную светло-желтую (палевую) окраску, надпись «Бензин» или «Нефть» и силуэт универсального сливного прибора.