Пассажирские вагоны должны быть оборудованы системой отопления, обеспечивающей температуру внутри помещений в пределах 20±2 °С. В вагонах применяются две системы:
- водяное отопление от индивидуального котла, установленного в вагоне и работающего на твердом топливе или с комбинированным подогревом (электричество и твердое топливо magma-diesel.ru/);
- централизованное электрическое отопление с питанием от дизель-генераторной установки тепловоза, вагона-электростанции или от контактной сети электрифицированных дорог.
Система водяного отопления от котла с комбинированным подогревом состоит из следующих составных частей: котла, пластинчатого калорифера, соединительных трубопроводов, насосов (ручного и центробежного), запасного водяного бака, контрольных приборов и аппаратов управления.
Соединительные трубопроводы системы отопления выполнены в виде прямых и изогнутых труб с приваренными фланцами, отростками и другими деталями.
Технология обработки труб и монтажа отопления предусматривает выполнение определенных операций. Резка труб по длине производится на фрезерно-отрезных полуавтоматах типа 8Б66 или специальных труборезных станках.
Зачистка заусенцев после резки выполняется с помощью приспособления, оборудованного шлифовальным кругом, или резцовой головки труборезного станка. Гибка труб осуществляется в холодном или горячем состоянии.
Отверстия в трубах для отростков, ответвительных штуцеров и спускных пробок вырезают по разметке или накладным шаблонам после гибки. Отверстия диаметром до 40 мм сверлят, более 40 мм вырезают резцами на вертикально-сверлильных станках или фрезами.
Собирают и приваривают соединительные фланцы и различные ответвления в кондукторах, обеспечивающих перпендикулярность привалочной рабочей плоскости фланца к оси трубы. Предварительно плоскость фланца обрабатывают с проточкой канавки под уплотнительную прокладку.
Нарезание резьбы на трубах с муфтовыми соединениями осуществляется на трубонарезных станках. Концы изогнутых труб нарезают до гибки, а в процессе гибки на резьбу навинчивают предохранительные муфты.
Готовые трубы отопления испытывают на прочность гидравлическим способом под давлением, на 50 % превышающим рабочее. При испытании на один торец трубы ставят заглушку, а на другом закрепляют соединительный шланг от насосной установки.
При опрессовке трубы проверяют ее водонепроницаемость, особенно в сварных соединениях.
После испытания трубы очищают, обезжиривают, наносят на них антикоррозионные покрытия, сушат и комплектно передают на позицию монтажа в вагон.
После монтажа производят гидравлическое испытание всей системы отопления вагона, а затем трубы покрывают теплоизоляцией.
В качестве теплоизолирующих материалов применяют технический войлок, поролон и др.