Оглавление |
---|
Износостойкость деталей |
Оценка шероховатости |
Темп износа |
Закономерность нарастания износа |
На темп износа влияют следующие факторы:
- условия работы — давление,
- характер нагрузки,
- относительные скорости,
- температура.
Как правило, чем больше давление и относительная скорость, тем выше темп износа. Перегрузки, вибрация, переменная и ударная нагрузки также способствуют его увеличению. Общий и местный перегревы деталей повышают интенсивность изнашивания и могут привести к повреждению.
При прочих равных условиях темп износа пропорционален совершаемой механической работе, отнесенной к единице пути или времени, свойства материалов, их соотношение и изменяемость в работе.
При данных свойствах материалов важнейшее значение имеют количество, качество и чистота смазочных материалов. Если смазка плохого качества или ее недостаточно, то темп износа увеличивается. Наличие в смазке корродирующих веществ также сильно повышает изнашивание деталей.
Условия сопряжения, характер контакта и обработки поверхностей также оказывают влияние на темп износа. Трение без смазки, несоосность сборочных единиц, непараллельность или неперпендикулярность осей и плоскостей почти всегда повышают темп износа.
Дефекты изготовления и ремонта деталей также могут намного увеличить интенсивность изнашивания и привести к повреждениям машин.
Анализируя графики, представленные можно сделать следующие выводы:
- период нормальной эксплуатации Tэ деталей увеличивается с уменьшением износа при обкатке и интенсивности изнашивания во время работы после обкатки;
- на основе закономерного изменения износа деталей можно определить сроки, когда возникает необходимость восстанавливать параметры сопряжения;
- нельзя допускать износ сопряженных деталей сверх определенного предела tn, за которым появляется неисправность сопряжения.
Правильное установление предельных износов в деталях и сборочных единицах вагонных конструкций имеет большое значение, так как обеспечивает необходимое качество конструкций, производительную и наиболее экономичную работу вагона.
Кроме того, оно во многом определяет организацию технического обслуживания вагонов в эксплуатации, а также организацию снабжения запасными частями для ремонта вагонов.
Под предельными величинами следует понимать предельные размеры изнашивающейся детали или регулируемой величины (зазор, давление, угол и т. п.) или предельное ослабление, или затяжку крепления, т. е. максимальные или минимальные значения, до достижения которых изделие работает нормально.
Понятие предельного и допустимого износов рассмотрено на примере механического износа сопряжения вал — отверстие. При подвижном сопряжении между деталями предусматривается некоторый зазор, который определяется точностью обработки (квалитетом) и характером посадки. График изменения этого зазора в процессе эксплуатации деталей.
По оси ординат вверх от точки О, соответствующей номинальному размеру сопряжения, отложены изменения диаметра вала, вниз — изменения диаметра отверстия. По оси абсцисс — время работы данного сопряжения.
Расстояния Ои1 и Ои2 представляют собой средние допустимые отклонения диаметров вала и отверстия от номинальных значений.
Таким образом, первоначальный зазор в сопряжении показан отрезком а1а2. В течение времени Otв происходит приработка сопряженных деталей. В течение te—4 они работают в нормальных условиях, а затем износ резко возрастает, поэтому дальнейшая эксплуатация сопряжения за точкой U недопустима из-за угрозы аварии.
Практически принято считать, ЧТО деталь полностью изношена, если износ ее достиг величины, изображенной отрезками МВ для вала и МВ2 для отверстия. Следовательно, отрезок Otв указывает предел времени работы данного сопряжения, а отрезки MB1 и МВ2 предельные износы.