Оглавление |
---|
Технология изготовления деталей |
Технический ресурс |
Ремонт вагонных деталей |
В основе расчета большинства количественных характеристик показателей надежности лежат теория вероятностей и математическая статистика, которые также применимы для анализа и контроля качества изготовления и ремонта вагонных деталей.
Сроки службы подвижных сопряжений составных частей вагонов с точки зрения их износостойкости и прочности в определенной степени зависят от структуры материала, от механических и химических свойств сплавов, подвергнутых соответствующей обработке.
Например, для углеродистых сталей с содержанием углерода от 0,2 до 1,0% следующие зависимости связывают содержание этого химического элемента со средним ожидаемым износом л, по массе.
Таким образом, снижение среднего износа при каждом последовательном переходе от т-ц к щ происходит на 5—10%, что надлежит учитывать при выборе технологии изготовления деталей.
Повышение износостойкости пар трения сопряжений шарнирных и подвижных деталей вагонов с учетом вида термообработки определяется следующими основными соотношениями:
- по отношению к нормализации — цементация в 1,8 раза, объемная закалка в 2,4 раза,
- нитроцементация в 4,5 раза;
- по отношению к цементации — объемная закалка в 1,9 раза,
- нитроцементация в 2,6 раза;
- нитроцементация по отношению к объемной закалке в 2 раза.
При выборе метода технологической обработки деталей, обеспечивающего требуемую кратность межремонтного периода, следует учитывать, что каждое увеличение скорости эксплуатации подвижного состава на 20 км/ч в диапазоне от 120 до 160 км/ч повышает интенсивность изнашивания элементов примерно на 3—10%.
Прочность и изнашивание сборочной единицы и ее надежность в эксплуатации, помимо непосредственно воздействующих на нее силовых и других факторов, часто зависят также от технического состояния взаимосвязанной с ней иной сборочной единицы.
Это обстоятельство следует учитывать при выборе допусков на изготовление и ремонт деталей, с помощью которых можно в значительной степени изменять величину их наработки в эксплуатации. Другим важным фактором, влияющим на изменение межремонтных периодов вагонов, является выбор и назначение соответствующего метода технологической обработки деталей.
Работа автосцепных устройств вагонов, имеющих ограниченное число степеней свободы из-за жесткого клинового закрепления их хвостовых частей, происходит при наличии ударных нагрузок, при отсутствии смазки, в различных климатических условиях и т. д. Это приводит к интенсивному изнашиванию деталей, развитию трещин, изгибам и другим отказам.
Кроме того, существенное отрицательное влияние на снижение вероятности безотказной работы автосцепного устройства оказывают неисправные гидравлические гасители колебаний тележек пассажирских вагонов и фрикционные гасители тележек грузовых вагонов, которые при выходе из строя резко ухудшают динамические характеристики подвижного состава.
Например, при снижении параметра сопротивления гидравлических гасителей колебаний в 2 раза против нормы износ деталей автосцепки возрастает примерно на 30% всего за 5 мес эксплуатации пассажирских вагонов, курсирующих со скоростью до 160 км/ч.
Поэтому приемлемым уровнем надежности гидравлических гасителей колебаний на межремонтный период может считаться величина их вероятности безотказной работы, которая должна быть не ниже 0,98. Это обеспечивается в том случае, если для каждого составного элемента гасителя, включая масло как рабочую жидкость, вероятность безотказной работы после изготовления или ремонта будет не ниже значения 0,999.
Взаимосвязь отказов гасителей колебаний с увеличением изнашивания деталей автосцепных устройств подтверждается расчетом с использованием математического аппарата корреляционно-регрессионного анализа.