Обработка шеек колесных пар осуществляется на шеечно-накатных станках.
Обычно используют станки МК177, МК177С1, 1835, «Рафамет» ТВУ, ХАС112 и ХАД112.
В качестве режущего инструмента при обработке осей и ступиц колес применяют токарные резцы, армированные пластинками твердого сплава Т5К10 для грубой операции и Т15К6 для чистовой.
Торец оси подрезают подрезным резцом, проточку зарезьбо-вой канавки и нарезание резьбы на шейке оси производят соответственно прорезным и резьбовым резцами, шейку и ее галтели обрабатывают проходным и радиусным резцом, фаски на ступице колеса — специальным фасочным резцом.
Остальные операции выполняют проходными резцами. Паз для стопорной планки фрезеруют торцовой фрезой, гнезда иод болты сверлят стандартным сверлом и нарезают машинным метчиком. Но можно использовать и станок сверлильный на магните. Грубую обточку поверхностей катания колес и снятие фаски производят проходными токарными резцами с пластинками Т5К10, чистовую — чашечными твердосплавными резцами марки Т5К10, Т14К8.
При ремонте колесных пар выполняют электросварочные работы. Наплавляют разработанные центровые отверстия осей и изношенные бурты шеек для подшипников скольжения, восстанавливают дефектную концевую резьбу, заваривают поврежденные отверстия для болтов крепления стопорной планки и торцовой крепительной шайбы у осей для роликовых подшипников.
Бурты шеек наплавляют на полуавтоматических аппаратах сварочной проволокой под слоем флюса, в среде защитных газов или порошковой проволокой, а также вручную электродами типов Э42 и Э46. Концевую резьбу наплавляют в среде углекислого газа. Разрешается наплавлять изношенные гребни колес на специальных автоматических и полуавтоматических установках под слоем
флюса.
После формирования колесной пары, ее ремонта и полного освидетельствования, а также после опробования колес на сдвиг на торцах оси ставят установленные знаки маркировки и клейма, в том числе условный номер завода-изготовителя оси и пункта, перенесшего знаки маркировки, номер оси, дату изготовления оси, условный номер завода или депо, производивших формирование и полное освидетельствование, знак и дату формирования, дату полного освидетельствования, клеймо контрольного или колесного мастера.